18.03.2019
Содержание
Введение............................................................................................................3
Актуальность темы...........................................................................................3
Цели и задачи проекта......................................................................................5
Этап реализации проекта..................................................................................8
Заключение........................................................................................................13
Список литературы............................................................................................14
Приложение.......................................................................................................
Проектная работа "Мой Дагестан"
05.01.2019
ПРОЕКТ
ТЕМА: «Дагестан – мой край родной»
Старший дошкольный возраст
Заведующая МКДОУ «Хучадинский детский сад» Джамалудинова Х. З.
С.Тидиб– 2018Г.
Содержание
Введение............................................................................................................3
Актуальность темы...........................................................................................3
Цели и задачи проекта......................................................................................5
Этап реализации проекта..................................................................................8
Заключение........................................................................................................13
Список литературы............................................................................................14
Приложение.......................................................................................................15
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Дагестан - мой край родной»
для старшего дошкольного возраста.
Введение
Актуальность проекта. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Воспитание любви и уважения к родному краю, Дагестану является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, Дагестаном представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом опыта является систематизация методов ознакомления детей с окружающей действительностью, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Педагог должен способствовать совместно с родителями в решении задач воспитания любви к малой родине, к Дагестану.
Представленный проект, на мой взгляд, вызовет интерес практических работников ДОУ, реализующих в своей деятельности разные программы дошкольного образования, так как позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и культуру личности ребенка - дошкольника.
В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли
и наши слова?
О родине,
только о родине.
Р. Гамзатов
Моя малая Родина …
У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Таким образом, выбор данной темы обусловлен пониманием педагогами значимости этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Цель данного проекта – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
· Дать знания детям о родном городе Махачкале, Дагестане: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
· Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
· Расширить знания детей о флоре и фауне города Махачкалы, Дагестана.
· Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
· Познакомить детей с Каспийским морем, горой Тарки-Тау, расположением на карте, уникальностью, животным и растительном миром.
· Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
· Познакомить с творчеством писателей Дагестана.
· Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
· Сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
· Спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
· Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Ожидаемые результаты:
· Создана предметно-развивающая среда.
· Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
· Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Дети должны знать и называть свой город, край, предприятия родного города и их значимость; символику города, края достопримечательности, климатические условия; флору и фауну родного края. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город Махачкалу, республику Дагестан и страну Россию и желание сохранить его чистым и красивым.
Обеспечение предметно-развивающей среды:
· экспонаты краеведческого музея в городе Махачкале,
· книги,
· журналы,
· открытки,
· фотографии,
· художественные произведения и материалы,
· предметы народно-прикладного искусства.
Участники проекта:
· воспитатель;
· дети старшей группы;
· родители воспитанников.
Срок исполнения: один год
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
· сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
· спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
· ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Этапы реализации проекта по ознакомлению с родным краем
Подготовительный этап:
1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Составление комплексно-тематического планирования на тему: «Дагестан- Родина моя!
5. Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта: подбор дидактических игр: «Узнай герб, флаг Дагестана», «Назови
Основной этап:
1.Проведение цикла занятий, экскурсий:
- «Поговорим о творчестве Р.Гамзатова»
- «В гости в Шамильский район»
- «Знакомство с народно-прикладным искусством Дагестана».
- «Махачкала – город мой у синего моря»
- « Путешествие по Дагестану»
- «Подарим джурабы Ахмедику»
- «Махачкала в прошлом и теперь»
- «Экскурсия в краеведческий музей» и т.д.
2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Привлечение их к экскурсии по достопримечательностям г. Махачкалы
Формы и методы реализации проекта «МОЙ ДАГЕСТАН»:
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1. Познавательные занятия: · «Мой город на берегу Каспийского моря» · «По улицам города» · «Дагестан – мой край родной» · «Растительный мир родного края» · «Животный мир Дагестана» · «Предприятия родного города» · «Горы Дагестана» · «Народы Дагестана» · «Путешествие по городам Дагестана» · Традиции и обряды народов Дагестана 2. Творческие рассказы: · «село, в котором я живу» · «Я хозяин села» 3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о городе, Дагестане. 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение произведений дагестанских авторов. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность | 1. Оформление игротеки дидактических игр · С какого дерева лист? · Назови друзей леса. · Кто лишний?. · Найди животных нашего края. · Когда это бывает?. · Кто живёт в море? · Кому, что нужно для работы?. · Заселим нашу Землю. · Народы Дагестана. · Что нам нужно взять в поход. · Что перепутал художник. 2. Сюжетно – ролевые игры: · Пожарные · Защитники Родины · Экскурсии в музей · Экскурсии по городу 3. Подвижные, речевые игры народов Дагестана. 4. Оформление игрового уголка объёмных игрушек: животные, птицы, рыбы Дагестана. |
Трудовая деятельность | · «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) · Конкурс на лучшую кормушку для птиц · Конкурс на лучшую ледяную постройку · Задание на лето: собрать гербарий растений Дагестана · Привлечение детей родителями для труда на огороде Ручной труд: · Поделки из природного материала · Изготовление макетов зданий города · Изготовление символики города |
Изобразительная деятельность | Рисование: · Животные, птицы, растения Дагестана · Улицы родного города · Где я отдыхал · Рисование национальных костюмов народов Дагестана · Хочу о добром рисовать Лепка: животных, птиц Конструирование (бросовый материал): Национальная кукла из ниток. Строительный материал: здания города. |
Здоровье и физическое развитие | · Игры народов Дагестана Беседы: · «Полезные привычки» · «Точечный массаж», · «Лечебный чай» · День здоровья. · Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха» · Спортивные праздники, развлечения |
Экологическое воспитание | · Беседа о климатических условиях города, области. · Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. · Составление экосказки о селе Тидиб, о животных и птицах, обитающих в море, горах Дагестана. · Мероприятия по охране окружающей среды. · Викторина «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют). |
Социальное развитие | · Встречи с почетными людьми города · Экскурсии по родному городу · Экскурсии в лес · Посещение выставок художников города, края · Экскурсия в библиотеку · Знакомство с выставками о городах Дагестана. · Организация уголка краеведения в группе |
Музыкальная деятельность | · Разучивание стихов и песен о Тидибе. · Оформление музыкального уголка . · Прослушивание песен о Дагестане, . · Развлечения · Оркестр народных инструментов Дагестана и России. · Оформление стенда «Мы в краеведческом и изобразительном музеях». |
Взаимодействие с родителями | · «Природа Дагестана» - посиделки с мамами · Фотоальбомы «Как я отдыхал на море» · Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим» · Консультации: · Помощь в организации экскурсий · Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций. |
Заключительный этап:
1. Открытое занятие «Дагестан – мой край родной!»
2. Оформление макета «Улица моего села.
3. Оформление фотовыставки на тему: «Как мы совершали экскурсию по селу Тидиб»
4. Оформление выставки рисунков по народно-прикладному искусству на тему: «Ярмарка в Дагестане».
5. Оформление альбома «Достопримечательности города Махачкалы»
6. Создание Красной книги Дагестана.
Список литературы
1.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала
2.Дети гор. Региональная программа развития и воспитания дошкольников Дагестана.- М., "Издательство ГНОМ и Д",2002.
3.Формирование экологической личности дошкольника. / Учебно-методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан. ДИПКПК-2012
4.Гаприндашвили О.Б. Методическое сопровождение поисково- исследовательской деятельности дошкольников. Махачкала 2013
5.Гришина А.В. Примерное перспективное планирование. Региональный компонент. Методическое пособие по познавательному развитию детей 3-7 лет. Махачкала 2014.
6.Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду. Махачкала, 2013
7.Магомедова Д.М., Трофимова С.Н. "И захотелось мне узнать про этот мир"
8.Айтберова Н.А., Кондратова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Махачкала, 2004
9.Байрамбекова М.М. "Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего возраста с народно-прикладным искусством Дагестана", "Дагестанский народный орнамент"
10. А.Г. Булатова "Традиционные праздники и обычаи народов Дагестана"
Приложение
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки о родине отражают любовь человека к родной стороне, домашнему очагу. Живя на чужбине, человек начинает тосковать и скучать по Родине, потому что она, как ничто другое, близка и «родственна» ему. Пословицы и поговорки о родине вобрали в себя такие чувства как любовь, преданность, гордость за Родину.
Родина краше солнца, дороже золота.
На чужбине и собака тоскует.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Всякому мила родная сторона.
На чужой стороне и весна не красна.
Родину-мать учись защищать.
Человек без родины — соловей без песни.
Жить — родине служить.
Тот герой — кто за родину горой.
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
Знай много, да говори мало.
Как крикнешь, так эхо и отзовется.
На своей земле и бык силен.
Загадки
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Стихи
МОЙ ДАГЕСТАН
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых".
Расул Гамзатов.
КРАЙ ДРЕВНИХ ГОР
Дагестан - край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!
Дагестан - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни нам дает.
Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет.
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.
Дагестан - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни нам дает.
Не удастся нас поссорить,
Никому и никогда.
Мы и в радости, и в горе,
Будем вместе, как всегда.
Дагестан - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни нам дает.
Стихи Расула Макашарипова (О Дагестане)
О родине
1
Понять я не мог, а теперь понимаю -
И мне ни к чему никакой перевод,-
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.
Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина -
Теперь понимаю,
А раньше не мог.
Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет
Как будто живой.
Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна - теперь понимаю,-
И песня горька,
И любовь не светла,
о Родина...
2
Под гром твоих колоколов
Твое я славлю имя.
И нет на свете слаще слов,
И звука нет любимей.
А если смолкнет песнь моя
В ночи иль на рассвете -
Так это значит, умер я
И нет меня на свете.
Я, как орел, парю весной
Над весями твоими.
И эти крылья за спиной -
Твое святое имя.
Но если вдруг сломает их
Недобрый темный ветер -
Ты не ищи меня в живых
Тогда на белом свете.
Я твой кинжал. Я был в бою
Мятежный, непокорный.
Я постою за честь твою,
Коль день настанет черный.
А если в строй бойцов твоих
Я в скорбный час не встану -
Так значит, нет меня в живых,
Исчез я, сгинул, канул.
Я по чужой земле иду,
Чужие слышу речи
И все нетерпеливей жду
Минуту нашей встречи.
А будет взгляд очей твоих
Не радостен, не светел -
Так значит, мне не быть в живых
Уже на белом свете.
3
О чем эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берез?
О родине, только о родине.
О чем, уплывая,
Грустят облака?
О чем кораблей уходящих тоска?
О родине, только о родине.
В дни горьких печалей и тяжких невзгод
Кто выручит нас?
Кто поможет? Спасет?
Родина. Только лишь родина.
В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О родине, только о родине.
Кто связан и счастьем с тобой, и бедой
Тому и во тьме
Ты сияешь звездой,
О Родина!..
(Расул Гамзатов)
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "Путешествие по родному краю"
05.01.2019
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Тидибский детский сад »
Путешествие по родному краю
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Ибрагимхалилова М.М.
С.Тидиб 2017
Информационная кара проекта
Название проекта | «Путешествие по родному краю» |
Автор | Ибрагимхалилова М.М. |
Вид проекта | Краткосрочный, творческий, познавательный. |
Цель проекта | Расширение представлений детей о малой родине. Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов населяющих территорию родного края, округа их традициями и обычаями, нравственно-эстетическим ценностям. |
Задачи проекта | Расширить представления о родном крае; о национальной принадлежности людей населяющих наш округ. Дать о нем некоторые доступные для ребенка сведения, показав все, что свято чтут люди; Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным краем; Привлечь родителей для поиска информации о Салымском крае. |
Краткое содержание проекта | Проект направлен на ознакомление детей с историей посёлка, культурой и национальной принадлежностью людей населяющих п. Салым., через сотрудничество педагогов, детей и родителей Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста. |
Место проведения | Группа |
Сроки проведения | 15.12.2017- 25.01.2018. |
Количество участников | 20 детей, воспитатели, родители. |
Возраст детей | 5 – 7 лет |
Форма проведения | НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность родителя и ребёнка, педагога и ребёнка, педагога, ребёнка и родителя. |
Ожидаемый результат | Обогащение и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, расширение представлений о народах проживающих на территории родного края, национальной принадлежности. Проявление любознательности к родному краю, его истории, инициативы в социально значимых делах. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру. |
Актуальность
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
По точным словам академика Д. С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому.
У нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.
Тип проекта. Информационно-творческий
Участники проекта. Подготовительная группа, воспитатели, родители детского сада «Улыбка»
Срок осуществления. 15.12.2017-25.01.2018.
Актуальность проблемы. Способствовать возникновению интереса у детей к традициям, людям, достопримечательностям родного края.
Цель проекта. Расширение представлений детей о малой родине. Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию родного края, округа их традициями и обычаями, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи проекта.
ü Расширить представления о родном крае; о национальной принадлежности людей, населяющих наш округ.
ü Дать о нем некоторые доступные для ребенка сведения, показав все, что свято чтут люди;
ü Вызвать интерес к малой родине на основе ознакомления детей с родным краем;
ü Привлечь родителей для поиска информации об Салымском крае.
Предполагаемый результат.
ü Выставка рисунков с родителями «Что я люблю в краю родном»;
ü Оформление карты Салымского края - животные, птицы.
ü Совместный праздник «Дружба народов»
ü Создание макетов совместно дети и родители «Салым в настоящем и будущем»
ü Повышение мотивации взрослых и детей для участия в проектной деятельности.
Подготовительный этап.
Подборка детской литературы, история образования села Тидиб, иллюстраций о животном мире, о природе Тидибского края. Просмотр слайдов «Тидиб - душа моя», «Тидиб сегодня».
Этапы проекта.
1. Этап
ü Чтение загадок, стихов о природе;
ü Рассматривание иллюстраций, репродукций.
ü Д/И «Сложи герб»
2. Этап
ü Экскурсия в школьный музей о народах нашего села;
ü НОД «Моя Родина – Тидиб»;
ü НОД «Путешествие по селу»
ü Беседа «Удивительные животные и птицы Тидиба»
ü НОД «Игра Путешествие в страну математики»
ü Изготовление карты «Животные и птицы Тидиба»;
ü Развлечение «Дружба народов»
Ресурсное обеспечение проекта
ü 1. Нормативно – правовой ресурс:
ü - согласование проекта с администрацией детского сада.
ü 2. Материально – технический ресурс:
ü - приобретение расходного материала для изготовления пособий и создания развивающей среды в группе детского сада.
ü 3. Информационный ресурс:
ü - подбор методической и познавательной литературы по теме;
ü - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
ü
Принципы работы по проекту
ü При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком положены следующие принципы:
ü Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к людям, к друзьям.
ü Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о своих правах, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
ü Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй,
ü Принцип культуросообразности:
-обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
-восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
-образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
-развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Формы работы с детьми:
ü 1.Позновательная деятельность.
ü 2. Продуктивная деятельность.
ü 3. Игровая деятельность.
ü 4. Коммуникативная
ü 5. Экскурсия в школу.
ü 6.Праздник «Дружба народов».
Мероприятия познавательной и коммуникативной деятельности:
ü 1. Экскурсия в музей школы.
ü Беседа «Край болот – земля родная!», «Я люблю свое село, в котором живу», Беседа«Удивительные животные и птицы Тидиба»
ü Игра- беседа «Население и национальности нашего села»
ü «Рассматривание альбомов «Тидиб – в настоящем»
ü Чтение стихотворений Тидибских авторов «Счастье там, где мы живём»
ü Чтение «Дагестанских народной сказки »
ü Разучить пословицы и поговорки.
ü Просмотр презентаций «Наша Родина –Россия»
ü Просмотр презентации «Дагестан- наш край»
Мероприятия продуктивной деятельности:
ü 1. Рисование «Люди разных национальностей», «Люби и знай свой край»
ü 2.Конструирование «Тидиб в будущем»
ü 3. Конструирование по замыслу «Вот моя улица, вот мой дом.»
ü 4. Игра «Кому, что нужно для работы».
Мероприятия игровой деятельности:
ü 2. Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»
ü 3. Настольно – печатные игры «Кем быть», «Кот в мешке», «Я житель Тидиба», Игра с кубиком «Путешествие по Тидибу»
ü Дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай национальность»
ü Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Работа с родителями:
ü Анкетирование родителей «Детей воспитывают родители, а родителей?»
ü Родительское собрание «Воспитание у детей любви к родному селу и природе»
ü Мастер класс «Деление опытом о нашем селе»
ü Просветительская: Консультации «Как прививать любовь у детей к родному краю»
ü Рекомендации о прочтении художественных произведений.
ü Разъяснительная:
ü Консультация: «Как сделать презентацию».
ü Праздник «Дружба народов»
Предполагаемый результат:
Повышение интереса родителей и детей в совместной деятельности. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми, развитие взаимодействия детей и родителей Проявление интереса и любознательности к родному краю, к истории, людям. Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в ТИдибе. Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Уметь общаться, обмениваться идеями. Учитывается активное участие детей и родителей в проведении мероприятии «Дружба народов». Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру. Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов. Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры
Результат работы проекта:
ü 1. Создано развивающее пространство по краеведению.
ü 2. Пробуждение у детей интереса к родному краю, его истории, инициативы в социально значимых делах.
ü 3. Активное участие родителей и детей в выставке рисунков и поделок по краеведению.
ü 4. Совместная организация мероприятия «Дружба народов»
ü 5. Дети умеют самостоятельно рассказывать о своем крае, его природных богатствах, о народах, проживающих на территории родного края, национальной принадлежности.
ü 6. Проявление любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижений и культуру.
Анализ работы по проекту.
У детей расширился круг знаний и понятие о родном крае. Познакомились с населением проживающем на территории родногоРД. Дети проявили интерес к ознакомлению с природными особенностями Дагестанского края; к совместной творческой деятельности, игрушек к выставке.
Родители с интересом приняли участие в выставке рисунков «Что я люблю в краю родном…», празднике «Дружба народов»
Приложение 1
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Путешествие по Дагестану»
Цель: Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.
Задачи:
Образовательная
Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов нашей страны, их обычаями и культурой.
Воспитательная
Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут.
Познавательная
Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, проектор, музыкальное сопровождение.
Атрибуты к сказке: костюм, шапочки – маски, дидактический материал.
«Береза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы.
Предварительная работа:
Разучивание половиц и поговорок, чтение сказок народов севера.
Чтение познавательной литературы о РД, просмотр документального фильма об округе.
Работа со словарём.
Ход НОД:
(Презентация – слайды о Роднине)
Этапы деятельности | Действия педагога | Действия детей |
Холмы, перелески, (Г. Ладонщиков) Ребята, как называется наша Родина? (Россия). Как называется наш округ? | Ответы детей | |
Организационно поисковый | Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? ). - Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? .) (слайды фотографий коренных жителей нашего округа) РД играет большую роль в жизни нашей общей родины – России. - Скажите, а чем богат наш округ? (ответы детей.) Правильно. | Ответы детей |
(слайды фотографий природных ресурсов РД) Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основным занятием дагестанцев были охотничий и рыбный промыслы. (слайды фотографий охотников и рыболовов) У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Каждый народ сочиняет свои сказки, стихи, пословицы, поговорки, приметы. Мы с вами тоже знаем пословицы и поговорки народов севера. (дети рассказывают пословицы и поговорки.) П/И «Богатыри». Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей). Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем. Д/И «Отгадай по описанию». (воспитатель читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь). (слайды фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц) | Ответы детей | |
- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно. А как вы, думаете, откуда животные появились в лесу? (ответы и рассуждения детей). Хотите узнать, как, по мнению народов ханты и манси, появились животные в лесу? Давайте пройдем в сказочный лес и посмотрим сказку «Когда качало меня солнце»(Инсценировка сказки). Понравилась вам сказка? Мы с вами знаем, что народы ханты и манси связывали своё происхождение своих родов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и т.д. Например, обитатели тайги были убеждены, что образ жизни братье бобров мало чем отличается от человеческого: они тоже строят себе дома (хатки), перегораживают реки, имеют свои семьи, воспитывают детей и делают для них игрушки. Считалось, что животные и растения (деревья), понимают язык человека. Когда Ханту, приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника (веток от ели, сосны или кедра), он объяснял дереву: «Не могу же я спать на снегу». Женщины народов ханты и манси, когда шили одежду для всей семьи, они украшали её специальным орнаментом, который соответствовал тому животному, которому они поклонялись. (слайды фотографий женщин за работой) А мужчины занимались охотой и рыбалкой. (слайды фотографий охотников и рыбаков) | Педагог читает дети инсценируют сказку | |
А ещё народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки. | ||
Рефлексивно корригирующий. | Чтобы нам с вами лучше запомнить я предлагаю сделать карту нашего округа, на которую мы с вами поместим животных и растения которые обитают и растут в нашем округе. | |
Подведение итогов: -Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре? -Что вам понравилось? Что запомнилось? |
Приложение 2
НОД по развитию математических представлений «Игра-путешествие в страну Математики»
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закреплять умение измерять объем жидкого вещества. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Материал:
Карандаши, фломастеры, листы бумаги, числовой ряд, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, счетные палочки, магнитная доска.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа:
Знакомство с математическими сказками, стихами, загадками. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Разучивание стихов математического содержания
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно побудительный. | Введение в игровую ситуацию: . Им задали разные задания и вот некоторые из них просят помочь вас выполнить их, поможем? | Дети стоят полукругом |
Организационно поисковый. | Тогда проведем разминку для ума. Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать: - счет от заданного числа до 10; - обратный счет от 10 до 0; - назови число, которое больше 4, но меньше 6; - назови число, которое больше 5, но меньше 7; - назови числа, стоящие в ряду справа от 5; - назови соседей числа 4, числа 6, числа 8; - назови число, которое стоит перед числом 6; - назови число, которое следует за числом 8; - если дорога шире тропинки, то тропинка…(уже) дороги; - если линейка длиннее карандаша, то карандаш…(короче) линейки; - если верёвка толще нитки, то нитка … (тоньше) верёвки; | Ответы детей. |
«Соедини цифры по порядку» | Дагестанцу Дамиру учитель задал такое задание: - Нужно соединить на листах точки по порядку. И получится картинка. Я вам предлагаю придумать и загадать загадку о ракете. Загадка: Чудо-птица синий хвост прилетела в стаю звёзд? (ракета) | Соединяют. Придумывают загадку о ракете. |
«Посчитай» | Умару, учитель задал такое задание. На доске записаны числовые выражения 8+1= 7+2= 4+5= 2+7= 6+3= 8 - 4= Среди этих чисел есть одно лишнее. Как его найти? Как вы будите выполнять задание? | Сначала нужно решить числовые выражения, а потом найти лишнее число. |
«Составь и реши задачу» | Булбул учитель задал задание придумать задачу по числовому примеру. Предлагают вам поработать в парах и придумать задачу по числовому примеру (карточки с примерами на столах у детей). -Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? Дети: Задача: условие-------вопрос------решение ------ответ. Если в задаче из целого удаляется часть. Становится мешьше, чем было и требуется найти остаток, каким действием решается такая задача? Вычитание – это значит, что нужно увеличить или уменьшить? Уменьшить, чтобы найти оставшуюся часть. Если в задаче объединяются части. Становится больше, чем было, каким действием решается задача? Сложение - это значит, что нужно увеличить или уменьшить? Увеличить. Объединить части и найти целое. Дети за столами с помощью числовых карточек составляют и решают задачи. Чтобы легче было работать, проведём разминку. | Работа в парах. |
Физкультминутка. Раз – нагнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. | Выполняют физминутку. | |
«Выложи из палочек» | Хакиму учитель задала такое задание. Составить геометрическую фигуру с помощью счётных палочек: - составить 2 равных треугольника из 5 палочек. - составить 2 равных квадрата из 7 палочек. - составить 3 равных треугольника из 7 палочек - составить 4 равных треугольника из 9 палочек. - составить из 9 палочек квадрат и 4 треугольника. | Выполняют . |
«В каком сосуде больше воды?» | А Патимат нужно измерить воду с помощью условной мерки. | |
Посмотрите на бутылки с водой: в какой из них уровень воды выше, в узкой или широкой? - Чем можно измерить высоту уровня воды? (выбрать мерку) . - Правильно. Давай те выберем мерку и измерим высоту уровня воды. Выбирается мерка. - Сейчас два человека будут измерять высоту уровня воды, а Даша будет отмечать в рабочей карте количество мерок высоты каждой бутылки. Выполняется задание. - Чему равна высота уровня воды в узкой бутылке? (4 мерки) -Чему равна высота уровня воды в широкой бутылке (3 мерки) . - На сколько выше высота уровня воды в узкой бутылке выше уровня воды в широкой бутылке? - Если высота уровня в узкой 4 мерки, а в широкой 3 мерки как вы, думаете где воды больше в узкой или широкой банке? - Как узнать правы вы или нет? (измерить объем воды) -Чем можно измерить объем воды? (меркой) . Одному ребенку предлагается измерить объем воды в узкой бутылке, другому в широкой бутылке. Другие дети заполняют рабочие карты. - Сколько мерок воды в узкой бутылке? (пять) . - Сколько мерок воды в широкой бутылке? (тоже пять) . - Что можно сказать о количестве воды в бутылках? (одинаковое, поровну по 5 мерок) . - Можно, ребята, сделать вывод: количество воды не зависит от высоты уровня воды. | ||
Рефлексивно корригирующий. | А кто скажет, зачем нужна Математика? Кому она нужна? Детям Каких национальностей мы сегодня помогали? Как вы думаете какое задание было наиболее трудным? | Ответы детей |
Приложение 3
НОД «Моя Родина с.Тидиб »
Цель: Ознакомление детей с национальной принадлежностью детей посещающих группу
Задачи:
Углублять и уточнять представления о Родине — России, как многонациональной стране: Продолжать формировать умение находить на карте столицу и родной округ , посёлок в котором живут дети. Закреплять названия национальностей народов, населяющих Россию, посёлок . Формировать у детей понятия о важности жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Развивать творческие способности в рисовании.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине – России, к родному округу , селу Тидиб . Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям
Словарная работа: многонациональная страна, россияне, Русь, РД.
Оборудование и материал: географическая карта, портрет президента ,губернатора ,магнитная доска, разрезные картинки – «национальности людей», иллюстрации народов в национальных костюмах (татары, чуваши, мордва, марийцы и др., карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага; Карта РД.
Предварительная работа: экскурсии, прогулки по посёлку, наблюдения за берёзой, рассматривание альбомов «Народные костюмы»; беседа «Что мы знаем о нашей стране», д/и «Народы России», «Кто больше назовёт», «Скажи по – другому»», «Доскажи пословицу», подвижные игры «Хлопушки» (татарская, «Круговой» (мордовская, «Горелки» (русская, загадки о Родине, чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём», С. Михалков «Моя улица».
Этапы деятельности | Действия педагога | Действия детей |
Мотивационно побудительный | А что такое Родина? А что это за картина? (показывает на карту. Это не картина – это карта. А почему она разноцветная? Посмотрите на карту нашей Родины! Зелёный цвет – это (леса, коричневый цвет – (горы, синие ниточки – (реки, а синие пятна – (озёра). На севере – (Ледовитый океан, на юге – (Чёрное море, на западе – (Балтийское море, а на востоке – (Тихий океан). Как много точек по всей карте – это (города) Какие города знаете? (Дети называют) | Дети рассказывают, дополняя друг друга, как понимают значение этого слова. |
Организационно поисковый | Наша Родина – (Россия). Как называют людей, которые живут в России? (россияне). Д\и с мячом «Назови людей» В Японии живут- японцы. В Китае живут- Столица нашей Родины – (Москва, находят на карте). Как прекрасна наша большая Родина – Россия! А как называется малая родина? Как называют наш округ? Кто управляет нашим округом? В каком посёлке мы с вами живём? Ребята, почему Тидиб вы называете малая родина? Д\ И «Собери картинку» Что у нас получилось? Люди каких национальностей? | |
Д\И «Назови свою национальность» Дети каких национальностей посещают наш детских сад? | Ответы детей | |
Воспитатель читает стихотворение Л. Мартьянова «Народы России» Каких народов только нет В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет, Аврцы, даргины.лакцы – Всем скажем добрые слова, Любому будем рады. | Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, даргины,лакцы., чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная страна | |
Ребята посмотрите, сколько разных людей живет в нашем посёлке? Как им жить в дружбе? | ||
Давайте построим общий дом для людей нашего посёлка. Для людей разных национальностей. | Дети рисуют детей разных национальностей и поселяют их в общий дом | |
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Давайте с вами загадаем желание , и завяжем ленточки на берёзе. Оно обязательно сбудется. | ||
Рефлексивно корригирующий | Что было для вас самым интересным? О чем бы вы хотели рассказать родителям? |
Приложение 4
Экскурсия в музей школы .
Тема: «Люди, каких национальностей живут в РД»
Цель: Ознакомление детей с предметами быта, народными костюмами, промыслами людей разных национальностей, живущих в РД.
Задачи: Познакомить детей с первопроходцами посёлка. Способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в РД, их духовным, материальным ценностям; Развивать любознательность, внимательность. наблюдательность. Воспитывать интерес и любовь к своему посёлку.
Методы: Словесные (рассказ, беседа), наглядные (показ),
Оборудование и инвентарь: Тсо, фотографии села, экспонаты музея.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно побудительный | 1.Как называется посёлок в котором мы с вами живём? Что вы знаете о нём? К нам в посёлок очень часто приезжают гости, как же им узнать историю нашего посёлка, о людях, живущих в нём? Где можно получить такую информацию? | Ответы детей. |
Организационно поисковый | 2. Сообщение воспитателя об экскурсии в музей. 3.Краткая беседа: -Что такое музей? -Какие вещи хранятся в музее? 4. Правила поведения в музее. Мы пришли в музей и вот Встретил нас ЭКСКУРСОВОД. Он здесь – главный - помни это и прислушайся к совету: Экскурсовода не перебивай, От своей группы не отставай. Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа. Не все экспонаты трогай руками, а смотри на некоторые глазами. Постарайся по больше узнать, чтоб другим про музей рассказать. 5.Правила дорожного движения. | Предположения детей. Рассказывают как вести себя в музее. Повторяют, как переходить улицу. |
6.Наблюдения за объектами по пути до школы. (Церковь, дома –разные – из разного материала, повторить название улицы, на которой находиться детский сад, по которой идём в школу, обратить внимание какой транспорт движется по улицам посёлка.) 7.Рассказ экскурсовода о посёлке, о людях, о предметах быта и обихода, 8. Просмотр Экспонатов «Русская изба». 9. Просмотр экспонатов музея (народные промыслы, костюмы и.т.д.). 10. Подводиться Итог. | Ответы детей. | |
Рефлексивно корригирующий | Повторяем что запомнили? Что понравилось? | Ответы детей |
Приложение5
Люди, доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны.
Праздник посвященный «Дружбе народов»
Цель:
- воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
- вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
- воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
- развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;
- расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
- формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
- знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Дети входят под музыку «Васильковая страна»
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
Мы с вами живем в нашем родном красивом поселке Салым. И населяют его разные народности. Это русские, украинцы, молдаване, армяне, татары, ногайцы, ханты и многие другие.
Когда-то люди из других стран и городов, поселков приехали в наш поселок и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Тидибе, но их родители приехали из других стран и республик. И нет среди них детей, которые не любили бы играть. У каждого народа есть свои народные игры, песни, танцы, традиции. И сегодня мы будем играть, и знакомиться с любимыми играми детей народов; петь песни, танцевать, рассказывать о некоторых традициях своего народа, отгадывать сказки разных народов. Некоторые игры возможно и знакомы вам.
1 ребенок:
И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, друзья!»
2 ребенок:
Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
И этот день нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – веселье, песни, танцы и игра.
3 ребенок:
Все это друзья большие и умные,
Не дадут скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
4 ребенок:
Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть,
В Дегестани и Татарстане, давайте играть.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.
Ведущий: И мы приглашаем наших первых гостей семью Шариповых. Гостей из Дагестана, которые споют нам песню, и станцуют танец………………………….
Звучит татарская мелодия.
Ведущий:
Аврцы – очень древний народ.
Самым главным для аварцев являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар много украшений. Украшения передавались по наследству.
У аварцев много народных праздников, один из них – . Веселый праздник, когда проводится много игр.
И нам пора уже начать игру.
Представляют и проводят татарскую игру «Тимербай»
Правило игры:
Играющие взявшись за руки, делают круг, выбирают водящего «Тимербая». (Играет музыка. Передают татарскую тюбетейку. На ком музыка закончилась, тот «тимербай»). Он становится в центре круга и говорит:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют,
В речке быстрой искупались
нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
и красиво нарядились.
Не есть, не пить не стали
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот, так» водящий делает какое либо движение, все должны повторить его. Затем выбирается другой водящий. Движения, которые показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
Ведущий: Татарстан – часть нашей большой страны России.
Видите, как много мы узнали о людях которые любят и уважают природу. И все мы живем в нашей большой и дружной стране, России, которая тоже славится своими ПРАЗДНИКАМИ, ИГРАМИ.
Ну-ка, вспомните, какие русские народные праздники вы проводили? (Масленица, Пасха, Рождество, Троица – праздник, русской березки, когда прыгают через костер)
Звучит русская народная мелодия. Выходит, Рязанцева Т. П., Витя К, Настя Ш. в русских народных костюмах
Они станцуют нам танец и представят нам обычаи России
Ребенок:
Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердце милей!
Проводят игру «Ручеек»
Воспитатель включает музыку, напоминающую журчание ручейка. Дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих, и становится впереди. И т.д. Игру можно проводить и в обратном направлении.
Игра может проводиться в любом темпе, самое важное – не терять плавности и непрерывности «ручейка».
Ведущий:
Всем спасибо за игру.
А сейчас мы с вами отправимся в чудеснейший край – Дагестан. «Дагестан» означает «страна гор». Этот край славится своим гостеприимством, богатством обычаев, красотой горной природы.
Вот как о нем писали поэты:
Мой Дагестан неописуем.
Как ты прекрасен, словно рай!
О, Дагестан, ты словно сказка,
Чудесный, горный, милый край!
В маленьком Дагестане проживает много разных национальностей – аварцы, русские, лезгины, ногайцы, кумыки и другие. Главной музыкой и танцем является лезгинка.
И сейчас мы приглашаем семью Койчуевых из солнечной республики «Дагестан», которые станцуют и сыграют снами познакомит нас со своей народной игрой.
Игра «Подними платок» - ДАГЕСТАНСКАЯ ИГРА
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры:
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Ведущий:
- А семья Ремейко приехали из Украины.
Они нам споют и станцуют поиграют с нами в украинские народные игры и представят нам свои национальные блюда.
- Ребята, а знаете ли вы, что в Украине дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «Хромая уточка». Давайте познакомимся с традициями и играми Украины.
- Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм носят украинские девушки.
«Хромая уточка» - украинская игра
Правила игры:
В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается. «Уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь дотронуться до кого-нибудь из играющих. Пойманные помогают ей поймать других. Последний не пойманный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считаются осаленным.
Ведущий:
- Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя из ворот поутру.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы со своими улыбками друг с другом, ощутите тепло, свет, радость и счастье! Мы с вами не прощаемся, а просто говорим: «До новых встреч!»
Приложение 6
МАЛЬЧИК КОРЕШОК
Хантыйская сказка
Жила в лесу на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Брала, брала их, хотела уж домой возвращаться, да подумала: «Дай вырву ещё корешок». Вытянула корешок из ила, видит — похож он на маленького мальчика. Вымыла его Маньсь Нэ, положила в корзину и принесла домой.
Дома сплела она из берёсты люльку, сшила из ленты рубашку. Одела корешок, уложила в постельку и стала качать, как куклу.
Качала она, качала люльку и вдруг услышала плач ребёнка. Глянула — корешок ожил! Радости Маньсь Нэ не было конца. Ухаживает она за мальчиком Корешком, как за сыном.
Стал мальчик Корешок быстро расти. Вот он уже на ножки встал, во двор выскочил. Сам мастерит себе лук и стрелы, колет дрова и в дом несёт. Не налюбуется на него Маньсь Нэ.
Однажды ушла она из дому на озеро рыбу ловить, а Корешок решил тем временем в лес сбегать, ягод пособирать. Тут подкараулила его лесная колдунья, прикинулась матерью и увела его к себе домой. Вернулась Маньсь Нэ с озера — никто её не встречает. Вошла в дом. Что такое? Сидит у окна чужая девочка.
Чья ты, девочка? И где мой сын Корешок?— спрашивает Маньсь Нэ.
Твоего сына забрала моя мать, лесная колдунья,— ответила девочка.— Будет он кормить её да моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.
Заплакала Маньсь Нэ. Но слезами делу не поможешь. Накормила она девочку и спрашивает, не хочет ли дочь колдуньи учиться шить. Но девочка отшвырнула нитки, порвала тряпки.
В доме она прибирать не хочет, даже за дровами во двор сходить отказывается. Такая ленивая, что совсем Маньсь Нэ измучилась с нею. Ловит Маньсь Нэ рыбу, на охоту ходит, еду на двоих готовит и ласково зовёт девочку по имени Нэнь. А той и разговаривать лень, даже ложкой хлебать не хочется — совсем изнежилась.
От непосильного труда состарилась Маньсь Нэ, не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться. В доме есть нечего. А Нэнь кричит на мать и гонит её на работу.
Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья у неё тоже бездельники. Один Корешок ставит силки и капканы на зверей и всегда возвращается с добычей. Один Корешок закидывает невод и приносит много рыбы. А лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже.
Однажды Корешок задумался: «Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев...» Вышел он во двор, пригорюнился и вдруг слышит, что мать его смеётся в избе:
—Ха-ха-ха! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а сама она уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.
«Вот в чём дело! Она мне не мать!— догадался Корешок.— Что же делать?» И решил бежать.
Стояла зима. Куда идти, где искать мать, Корешок не знал. Взял он лыжи, прихватил котелок и отправился куда глаза глядят. Шёл, шёл, проголодался. Вскоре напал на след дикого оленя. Погнался за ним, убил. Потом развёл костёр, сварил мяса, поел и задремал.
И снится ему, будто подходят к костру две куклы, сделанные из утиных клювов, точь-в-точь такие, какими он в детстве играл.
Здравствуй, Корешок,— говорят ему куклы.— Вкусно ли ты поел?
Вкусно,— ответил Корешок.
А вот мы голодные,— сказали куклы.— И твоя мать Маньсь Нэ тоже есть хочет. Она стала стара, и никто ей не помогает.
Но где она?
Отдай нам твою добычу — мы путь укажем.
Берите, берите,— обрадовался Корешок.
Тут куклы и говорят:
— Толкни котелок, куда он покатится, туда и иди.
Проснулся мальчик — никого. Костёр погас. И туши оленьей нет, только в котелке мясо осталось.
Толкнул он котелок — и тот покатился. Надел Корешок лыжи — да за ним.
Долго ли, коротко ли шёл — привёл его котелок к маленькой избушке. Подошёл Корешок к двери, слушает, что в домике делается. А в это время ленивая Нэнь говорит матери:
Иди на охоту! Я есть хочу!
Ох, не могу. Болею я,— отвечает Маньсь Нэ.— Потеряла я милого сына Корешка. Он бы помог мне в старости.
Услышал Корешок эти слова и догадался, что тут его родная мать живёт. Влез он осторожно на крышу и спустил через трубу в дом котелок с мясом.
Глянула Нэнь в чувал* — а там котелок. Обрадовалась:
Вот Бог нам мяса послал. Иди за дровами, разогрей мясо скорей!
Это не Бог, это, наверно, мой сын Корешок,— сказала старая Маньсь Нэ и заплакала.
Корешок не мог больше стоять за дверью и открыл её.
— Я твой сын Корешок, мама,— сказал он.— Я никогда больше тебя
не оставлю. А ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.
Литература:
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.
Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.
Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.
Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной. // М.: Просвещение, 1989.- 239с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации] – 2005г. – 75с.
Мастера Югры: фондообразователи музея «ТорумМаа»./Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 62с.
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. / СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.
Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006. – 52с.
Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.
Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.
Югра в творчестве художников. 1993.- 15с.
Фотографии из личного архива автора.
05.01.2019
Проектная деятельность в МКДОУ «Тидибский детский сад «Родничок»» на тему: «Будем в армии служить».
Автор: Ибрагимхалилова М.М.,воспитатель старшей группы «Ромашка»
Проблема: В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- расширение представлений детей о Российской армии;
- воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому
воспитанию детей в семье.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Работа над проектом.
1 этап. Организационный.
- На организационном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, были подобраны художественная литература, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта.
2 этап. Основной.
Реализация основного этапа проходила на непосредственно образовательной деятельности и во второй половине дня. Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала художественная деятельность. На непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству дети делали подарки папам, дедушкам, рисовали боевые машины, портреты героев, солдат, конструировали танки, крепости, самолеты, корабли. Вместе с педагогами дошкольники рассматривали репродукции картин и плакаты на военную тематику: «На страже мира» А. Китовой, «Воин Красной армии, спаси!» В. Корецкого. Дети лепили фигурки на темы: «Пограничник с собакой», «Военная техника». Во второй половине дня повторяли песни, индивидуально заучивали стихотворения, отрабатывали интонационную выразительность речи.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дети знакомились с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе. С детьми были проведены тематические беседы «Наша армия», «Рода войск» с рассматриванием альбомов о Российской армии.
На непосредственно образовательной деятельности по музыке дети слушали песни «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Вечный огонь», «Пусть всегда будет солнце» и мелодии «Марш Победы» М. Старокадомского, «Военный марш» Г. Свиридова, «Прощание славянки» В. Агап кина, «Праздничный марш» В. Рупова. Дети разучивали песни «Будем в армии служить», « Ты не бойся, мама!», «Вечный огонь», «Наша Родина сильна», танец «Яблочко».
Во второй половине дня с детьми проводились игры патриотического направления:
- дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск»;
- сюжетно-ролевые: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Строим крепость».
- игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Пройди, не замочив ног», «Лётчики», «Преодолей препятствие», «Доставь воду на передовую», «Меткий стрелок», «Боевая тревога», «Снайперы», «Тяжелая ноша», «Пограничники».
В ДОУ организовывались выставка книг на тему «Патриотическое воспитание детей»; выставки детского творчества: «Боевые машины», «Мой папа защитник Отечества»; оформлены стенгазеты: «Я и мой папа», «23 февраля», «Хочу быть на папу похожим!», «Что ты хочешь пожелать своему папе».
Итог основного этапа: представлен сценарий совместного досуга.
3 этап Реализация проекта.
Сценарий совместного досуга в старшей группе
на тему: «Будем в армии служить».
Цель: формировать патриотические чувства;
воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к
Родине;
пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: закреплять представления об армии;
способствовать психологическому сближению детей и родителей;
развивать двигательные навыки: ловкость, быстроту, выносливость;
воспитывать чувство коллективизма, уважения к победам и
неудачам других.
Форма проведения: совместный праздник.
Предварительная работа:
- беседы об армии;
- заучивание стихотворений и песен о защитниках нашей Родины;
- рассматривание иллюстраций «Виды вооружённых сил России»;
- изготовление подарков для пап;
- выставка детских рисунков «Мой папа – защитник Отечества!»;
- фотовыставка «Хочу быть на папу похожим!»;
- выпуск стенгазеты «Что ты хочешь пожелать своему папе».
Атрибуты: 1. 2 корзинки, наборы овощей;
2. мешочки с песком, обручи;
3. два обруча, две гимнастические скамейки;
4. игрушечные автомобили, привязанные цветными шнурами
одинаковой длины к палочкам.
Ход досуга:
Ведущая. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника Отечества! Защитники есть в каждой семье: дедушки, старшие братья и, конечно же, ваши любимые папы. Мы от всей души поздравляем вас с этим замечательным праздником, же лаем семейного счастья, успехов во всех делах, отменного здоровья и всегда хорошего настроения! Сегодня мы приготовили для вас небольшую праздничную развлекательную программу. Надеемся, что вам будет весело!
1 ребёнок Сегодня день особый
Для мальчишек и мужчин –
День защитника Отечества,
Знает каждый гражданин!
2 ребёнок На защиту Родины
В дождь и снегопад
Каждый день выходит
Доблестный солдат.
3 ребёнок На замке граница
И порядок в море,
Вольно быстрым птицам
В голубом просторе.
Песня «Будем в армии служить»
Ведущая. Наши девочки хотят поздравить мальчиков, которые, когда вырастут, мы уверены в этом, станут сильными и отважными защитниками своей страны!
1 девочка Мы мальчишек поздравляем
И здоровья им желаем,
Чтоб росли большими
И защитниками были.
2 девочка Силы! Мужества! Любви!
Ура защитникам страны!
3 девочка В ученье тяжело бывает –
Гораздо легче будет бой.
Поэтому, друзья давайте
Вы от невзгод нас защищайте.
Ведущая. Сегодня наши папы и мальчики будут держать экзамен на право считаться настоящими мужчинами не на бумаге, а на деле. Мы приготовили для вас и ваших детей интересные конкурсы.
1 конкурс «Разминка»
Все дети знают профессию своего папы. Проверим, отгадаете ли вы загадки?
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на «скорой» он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины.
(Врач, доктор.)
Плохо греют батареи
Или кран закапал?
Вы звоните в ЖЭК скорее,
Вызывайте папу!
У него есть инструмент,
Папа чинит все в момент!
(Слесарь-сантехник.)
Мы поднимемся по трапу
И в салоне встретим папу.
Он готов войти в кабину,
В небеса поднять махину.
Вот уже десятый год
Папа водит самолёт.
(Летчик, пилот.)
Состав готов, звучит гудок.
Поехал поезд на восток.
Мелькают шпалы и столбы,
Березки, ели и дубы.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устал.
(Машинист.)
Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «02» звоните,
Папу моего зовите!
(Милиционер.)
Осень, лето ли, зима,
Зной иль снег идет -
Может возводить дома
Папа круглый год!
(Строитель.)
Ведущая. Солдаты должны быть ловки ми, быстрыми, находчивыми. Посмотрим, как они справятся с полосой препятствий!
2 Конкурс-эстафета «Полоса препятствий».
Нужно преодолеть полосу препятствий – добежать до обруча, пролезть в него, пробежать по гимнастической скамейке и возвратиться назад.
3 кон курс - «Кулинарный». Солдат должен уметь приготовить обед. Ведь голодному бойцу и воевать трудно, и охранять Родину тяжело. Следующий конкурс покажет нам, сумеете ли вы приготовить обед. Приглашаем двух пап и их помощников. Папам нужно «сварить» борщ. Папы, называйте нужные продукты, а помощники в корзинках принесут их вам.
Папы прекрасно справились с заданием!
Ведущая. Меткий глаз – залог успеха,
Скажет нам любой солдат,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой!
Посмотрим, какие вы стрелки!
4 Конкурс «Меткие стрелки».
Нужно бросить мешочек с песком в обруч и попасть в него.
Ведущая. Все устали после соревнований, а теперь дружно отвечайте на вопросы.
Наша армия сильна? (Да!)
Защищает мир она? (Да!)
Мальчишки в армию пойдут? (Да!)
Девочек с собой возьмут? (Нет!)
У Буратино длинный нос? (Да!)
На корабле он был матрос? (Нет!)
В пруду он плавал в тине? (Да!)
Враги утопят Буратино? (Нет!)
Стоит летчик на границе? (Нет!)
Он летает выше птицы? (Да!)
Сегодня праздник отмечаем? (Да!)
Мам и девчонок поздравляем? (Нет!)
Мир важней всего на свете? (Да!)
Знают это даже дети? (Да!)
Ведущая. А сейчас 5 конкурс «Кто первый!».
Какой мужчина не любит автомобиль! Приглашаем всех на наши «Автогонки»!
Перед вами автомобили. «За рулем» - дети, а папы рядом - они инструкторы
готовые помочь в трудную минуту полезным советом. По сигналу водители
начинают «движение» автомобилей по направлению к линии. Чей автомобиль
первым пересечет линию, тот и победил.
Ведущая. Наши участники успешно показали себя настоящими защитниками
Родины. На таких воинов всегда можно положиться, они защитят наши границы,
сберегут мир.
Песня « Ты не бойся, мама!»
Ведущая. А закончим мы наш праздник вручением подарков нашим папам,
которые с таким старанием готовили ваши дети.
Результаты проекта.
Дети: получили незабываемые впечатления от совместного досуга.
Родители: вместе с детьми провели незабываемые минуты в тесном общении.
Педагоги: способствовали активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений, приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательской творческой деятельности. В результате реализации проекта повысились качество и уровень подготовленности педагогов в различных видах педагогической деятельности.
2016-17 уч.год
с.Хучада